В этой статье мы поговорим о том, что это за изделия, а также каковы особенности их производства и эксплуатации. Рассмотрим, где раньше использовались железобетонные шпалы, и какие требования предъявляются к производителям данного вида материалов.
Изначально под железнодорожные рельсы подкладывались каменные бруски. Чуть позже камень был заменен деревом, которое не только обладало лучшими амортизирующими качествами, но и было проще в плане механической обработки. Однако ситуация кардинально изменилась только тогда, когда началось производство железобетонных шпал.
Как уже упоминалось, история железных дорог насчитывает несколько разновидностей опор, которые подходили под рельсы. Все решения имели ряд эксплуатационных недостатков. Например, камень был чрезвычайно сложен в обработке и обладал низкими амортизационными свойствами.
Кроме того, несмотря на кажущуюся прочность, эти плиты оказались не самым долговечным решением, так как из-за длительного механического воздействия они потрескались и пришли в частичную или полную негодность.
Чуть лучше обращаться с изделиями из дерева. Такие шпалы использовались для защиты от негативного воздействия факторов окружающей среды. Но древесина, рано или поздно, несмотря на специальную обработку, гниет. И, как следствие, железнодорожные пути нуждаются в ремонте.
Несмотря на хорошие амортизационные качества, древесина имеет один существенный недостаток — это высокая цена пиломатериалов, даже при простоте их механической обработки. Ситуация изменилась к лучшему во второй половине двадцатого века, когда были разработаны первые железнодорожные шпалы.
Несмотря на то, что изделия из дерева по-прежнему используются на второстепенных ответвлениях, именно железобетонные конструкции обоснованно считаются наиболее современным и перспективным решением.
Инструкция по применению железобетонных шпал https://z-vsp.ru/zhelezobetonnye-shpaly.html на постсоветском пространстве проверена более 40 лет.
В соответствии с ГОСТ 23009 современные железобетонные шпалы представляют собой рельсовые опоры, выполненные в виде балок с переменным размером и формой сечения. Изделие армировано арматурной проволокой диаметром 3-6 мм, в зависимости от модификации.
Во время эксплуатации изделие укладывается поверх слоя балласта. Применительно к обычным дорогам в качестве балластной насыпи используется крупногабаритный щебень, а для строительства метрополитена используется бетонное основание плитного типа.