Какой мотоблок лучше

В интернете полно материалов на тему — какой мотоблок выбрать. Естественно, я прочитал большинство из них. Около 90% статей и видеороликов с таким названием созданы продавцами мотоблоков. Они дают общие рекомендации, причем людьми, которые видели технику только на витрине и на складе. Остальные материалы были опубликованы практикующими владельцами мотоблоков, и здесь у них есть действительно полезные мысли.

Я давно хотел иметь самоходный трактор. Но покупать его не имело особого смысла, так как он был у моего отца уже 10 лет, и этого было достаточно. Конечно, поскольку я живу отдельно от своих родителей, у меня нет возможности полноценно управлять мотоблоком. Кроме того, мой отец (да, как и я, на самом деле) относится к категории людей, которые предпочитают не отдавать свое оборудование в другие руки. В конце концов я решил обзавестись собственным самоходным трактором. Желание во многом подогревалось блогерами YouTube, которые, как только они не используют эту технику. Кстати, купить мотоблок штенли в рассрочку вы можете на страницах специализированного сайта.

Мое видение классификации мотоблоков


Чтобы сразу не запутать моего читателя, я кратко опишу, как я вижу классификацию мотоблоков. Для меня есть три класса:

  1. Мотокультиватор — это небольшой, маломощный, сверхлегкий, дешевый, изначально предназначенный исключительно для фрезерования небольших площадей. Вес 30-60 кг. Двигатели всегда бензиновые, мощностью до 5 лошадей.
  2. Легкий мотоблок — к этому классу я отношу все модели, в которых вместо колес установлены фрезы. Оснащен бензиновыми или дизельными двигателями с воздушным охлаждением. Вес, в среднем, 100 кг. Мощность варьируется в пределах 6-12 лошадей.
  3. Тяжелый мотоблок — по моей логике, сюда входит все, что предусмотрено для работы с активной навесной фрезой (плюс многоступенчатая коробка передач, типичная для моделей такого класса). Вес более 200 кг. Они оснащаются дизельными двигателями с водяным охлаждением мощностью 8-15 лошадей или бензиновыми вентиляционными отверстиями мощностью до 20 лошадей (так называемые гибриды).

Лично я вижу это именно так. Возможно, кто-то классифицирует по другим принципам. ГОСТа здесь нет, так что можно подойти к вопросу творчески.

Критерий 1. Задачи, которые я планирую решать с помощью мотоблока


Этот критерий всегда должен быть запущен. Конечно, не все проблемы можно решить. Появятся новые. Но, по крайней мере, вы всегда должны чем-то руководствоваться.

Я планирую использовать мотоблок для следующих работ (начнем весной):

  1. Весенняя вспашка плугом (если не пахали осенью).
  2. Боронование до полной влажности.
  3. Фрезерование (основная функция любого мотоблока).
  4. Транспортировка компоста из куч на огороды.
  5. Нарезка борозд для посадки картофеля.
  6. Засыпка картофеля дисковым окучником.
  7. Прополка междурядий других культур (мне понравился метод Юрия Воробьева с YouTube , ниже есть видео).
  8. Прополка картофельных рядков так называемыми «ежиками».
  9. Окучивание картофеля.
  10. Косит траву в саду (в настоящее время с помощью бензинового триммера koshu).
  11. Транспортировка сорняков, травы и других органических веществ в компостную кучу.
  12. Копка картофеля.
  13. Подготовка почвы под посев сидератов.
  14. Осенняя вспашка.
  15. Уборка дорог и дорожек от снега.

В общей сложности работы, которую я хотел бы переложить на плечи лошадей мотоблока, не так уж и мало. Хотя это не все, что можно сделать с помощью этой техники. Для всего этого легкий культиватор не подойдет. Вам нужен средний или тяжелый мотоблок. С задачами определился, теперь перехожу к следующему критерию.

Критерий 2. Размеры обрабатываемой земли


Здесь логика предельно проста — чем больше земли, тем мощнее и экономичнее нужно выбирать мотоблок. У меня есть небольшие участки. Я бы даже сказал, минималистичный. Два садовых участка по 5 соток каждый. Трава, которую я скашиваю и храню в компосте, растет в саду (5 акров), за пределами двора (около пятидесяти) и за одним из садов (два акра).

Исходя из этого, мне не нужна экстремальная мощность и производительность. Но дешевый мотокультиватор тоже не подойдет, поскольку, по сути, они могут выполнять только одну задачу — болезненное фрезерование почвы. Ну и косилку, с горем пополам, к нему можно прицепить. Все остальное — как минимум легкий мотоблок.

Многие владельцы мотоблоков выбирают модель с учетом возможности подзаработать с ее помощью на соседних огородах. Лично я не заинтересован в таком способе работы. Более того, как показывает практика, современные мотоблоки не обладают большим ресурсом, и они исчерпывают его до того, как покупка успевает окупиться. Да и, как по мне, это адский труд — обрабатывать землю шагающим трактором по той же цене, которую берет тракторист. Он выполняет эту работу за 10-15 минут. А с шагающим трактором вам придется полдня потеть над тем же самым.

Критерий 3. Особенности сюжета


Лично для меня это один из главных критериев, который накладывает существенные ограничения на выбор шагающего трактора. Во-первых, один из моих садов огорожен с трех сторон, а с четвертой стороны есть соседский сад без бордюра. Учитывая и без того небольшую площадь, мне нецелесообразно оставлять 2-3 метра для разворота оборудования. Из этого следует, что мне нужен маневренный самоходный трактор. А это мотокультиватор или легкий мотоблок. Я уже исключил культиватор из-за его ограниченной функциональности. Учитывая следующие критерии, конечно, я хотел бы тяжелый самоходный трактор. Но…

Во-вторых, я хочу построить небольшой узкий прицеп для перевозки компоста, органики и урожая в пределах участка к самоходному трактору. На пути есть несколько ворот шириной до метра. Соответственно, опять нужно что-то маневренное, шустрое. То есть я снова выезжаю на легком мотоблоке и вынужден отказаться от тяжелого.

Критерий номер 4. Выбор типа двигателя — бензиновый или дизельный


У моего отца есть самоходный трактор с 6-сильным дизельным двигателем воздушного охлаждения. На данный момент это уже второй, так как родной честно прослужил 8 лет и стал требовать капитального ремонта. То есть можно сказать, что дизель надежен. Они также говорят, что это экономично. Третий теоретический плюс таких двигателей — мощный крутящий момент, особенно на низких оборотах.

Недостатки дизелей:

  • сам двигатель стоит в полтора раза дороже бензинового при той же мощности;
  • многие запасные части также стоят дороже;
  • очень громко;
  • дикие вибрации;
  • топливная система — очень слабое место, учитывая качество нашего топлива;
  • вы найдете обычные форсунки и ТНВД для этих двигателей;
  • сложный старт, особенно на холодном, особенно если нет стартера.

Лично я ничего не имею против дизелей. Более того, я считаю их конструкцию гениальной. Но, тем не менее, я предпочитаю бензиновые двигатели. Их дешевле покупать и ремонтировать. Они более тихие и не слишком сильно вибрируют. Запуск осуществляется легко даже без стартера с аккумулятором и в холодную погоду.

Естественно, у бензинового льда тоже есть слабые стороны. И все о них знают. Для меня есть только два таких места — система зажигания и ее чувствительность к влаге и воде. Если дизель опустить в воду, оставив сверху только воздух, то он будет работать. С бензиновым двигателем такой номер не пройдет.

Что касается экономии. Я всегда подхожу к этому вопросу с учетом нескольких факторов. Главный из них — это интенсивность эксплуатации. Например, я принципиально не устанавливаю газ на свою машину (он даже включен), потому что я просто не увижу пользы от него в течение 50 лет. И все потому, что я мало езжу. То же самое и с дизелями. Да, они, при хорошем дизельном топливе и правильно функционирующей топливной системе, более экономичны, чем бензиновые двигатели. Но не так сильно, как думают многие. Чтобы разница в цене окупилась, мотоблок должен проработать пять лет в режиме нон-стоп.

У меня нет возможности получить дизельное топливо бесплатно, что для многих является ключевым фактором при выборе мотоблока.

Мой выбор — бензиновый. Основным критерием для шлифования лично является бесшумная работа.

Критерий 5. Мощность двигателя


Как правило, скромной мощности двигателей мотоблоков хватает для выполнения вышеуказанных работ с запасом. Даже относительно слабые моторы на 5-7 лошадей (пусть и китайские) без проблем тянут плуг, вращают фрезы и тащат груженый прицеп. Проблемы обычно возникают не из-за недостатка мощности, а из-за недостаточного сцепления с грунтом.

Зачем же тогда нам нужны самоходные тракторы с двигателями мощностью 12-18 лошадиных сил? Такая мощность просто необходима для работы активного навесного оборудования. Та же активная фреза, просеивающая картофелекопалка, различные дровоколы, дробилки, мульчеры — все это требует большой мощности на ВОМ. Что касается задачи по вытягиванию шагающего трактора вперед, то с ней легко справятся 3-5 лошадей. Был бы только обычный крюк.

Соответственно, я остановился на диапазоне 6-9 лошадиных сил, так как не планирую использовать активное навесное оборудование. Плюс двигатель всегда можно поставить помощнее. К счастью, китайцы просят за них не так много денег.

Критерий 6. Коробка передач


Лично мне очень нравится коробка передач тяжелых мотоблоков. Это и удобнее в использовании, и практичнее (много передач). Я не принимаю ременные передачи. Я не знаю, почему. Мне это не нравится, вот и все.

К счастью, большинство легких мотоблоков оснащены прямой передачей с 2-6 скоростями вперед и 1-2 назад. Надо сказать, что коробки передач с двумя скоростями вперед часто не устраивают их владельцев. Как правило, не хватает пониженной передачи, которая необходима для выполнения ряда сельскохозяйственных работ. Китайцы учли это, и стали штамповать коробки с тремя передними передачами. Хотя многие легкие мотоблоки с прямым приводом уже давно оснащены многоступенчатыми коробками передач. Но они дорогие, и мало кто их покупает.

Лично меня устраивает вариант, который не имеет ремней и имеет три передачи вперед. На рынке пока не так много моделей, отвечающих таким критериям (среди бюджетного сегмента). Но есть. Это то, к чему я стремлюсь.

Критерий 7. Габариты и вес мотоблока


Размеры — важный вопрос для меня. Во-первых, особенности сайта. Во-вторых, тяжелый габаритный мотоблок просто не поместится в гараж рядом с автомобилем. Но легкие модели в самый раз.

Что касается веса, то он не влияет на сложность управления, как ошибочно думают многие. Наоборот, чем тяжелее мотоблок, тем легче им работать. Это подтверждают владельцы такого оборудования, которым есть с чем сравнивать. Вес необходим для надежного захвата. Для легких мотоблоков это настоящая проблема. Особенно не хватает крюка при вспашке.

Эта проблема решается тремя способами. Во-первых, на мотоблок можно загрузить дополнительные грузы. У этого метода есть сразу два недостатка — управлять мотоблоком на поворотах становится крайне сложно, плюс лишний вес давит на коробку передач, уменьшая ее ресурс. Во-вторых, вы можете купить сельскохозяйственные колеса большого диаметра с агрессивными протекторами. Youtube-блогеры уже показали, насколько он эффективен. Несмотря на то, что он дорогой.

И, наконец, в-третьих, то, что я планирую сделать, — это наконечники с шипами. Что это такое, насколько это гениально и эффективно, вы можете увидеть в видео ниже. Там человек делает подобные наконечники своими руками и утверждает, что при их использовании нет необходимости добавлять шагающий трактор. Я не знаю почему, но это решение вселяет в меня уверенность.

Критерий 8. Стоимость и бюджет


В Украине цены на мотоблоки варьируются от 350 до 2000 долларов. Мотокультиваторы стоят 350-400 баксов . Легкие китайские мотоблоки продаются по цене 500-700 долларов. До 1000 баксов — это уже тяжелые модели и гибриды. Отечественные мотоблоки Мотор Сич неадекватно дороги. В общем, есть предложения на любой кошелек.

На данный момент я нацелен на модель стоимостью 650 долларов. Следует также иметь в виду, что для всех перечисленных выше пожеланий потребуется одинаковая сумма. Это если вы все покупаете и ничего не делаете своими руками, что, учитывая сегодняшние цены на металл, не так уж и выгодно.

Критерий 9. Перспективы


Самый сложный вопрос для меня заключается в том, что, в общем, мне нужен не самоходный трактор, а небольшой мини-трактор. Работать над этим и проще, и приятнее. Его можно сделать из шагающего трактора. Но лучше всего это делать с помощью тяжелого шагающего трактора. Мы даже продаем готовые наборы. То есть у вас есть тяжелый мотоблок, купите такой комплект (он стоит около 400 баксов) и соберите мини-трактор. На качество этих комплектов все еще жалуются, но производитель постепенно совершенствуется.

Из легкого мотоблока мини-трактор, как по мне, сделать сложнее. Но, вероятно. Именно поэтому я не отвергаю такую перспективу.