Имя Фаберже является синонимом слова «ювелир». Он известен во всем мире и за последнее столетие был окружен многочисленными слухами и легендами. Его работы часто оказываются в эпицентре громких скандалов и загадок. Эксперты постоянно спорят об их атрибуции и высказывают мнение, являются ли они настоящим искусством или просто результатом императорских прихотей и сомнительных вкусов.
Все, что связано с его именем, всегда привлекает большое общественное внимание, и охотники за сокровищами и коллекционеры готовы заплатить целое состояние, чтобы заполучить какой-нибудь образец его искусства высочайшего качества и мастерства. Они являются воплощением красоты, изящества и имперской роскоши…
Я говорю о знаменитом русском ювелире Петре Карле Фаберже, также известном как Карл Густавович Фаберже. Книги, фильмы и целые музеи посвящены Фаберже и его наследию.
Я не эксперт, чтобы спорить о его искусстве. Здесь я расскажу вам немного о Доме Фаберже и его создателях, которые оставили нам гораздо больше, чем Императорские пасхальные яйца. Я расскажу вам историю https://ru.bestguides-spb.com/faberge о триумфе и пути к ювелирному Олимпу.
Дом Фаберже — пока единственное российское ювелирное изделие, ставшее всемирно известным брендом. И, несмотря на все исторические потрясения последних 100 лет, крупнейшие коллекции работ Фаберже сейчас находятся в России — в Музее Фаберже и Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а также в Оружейной палате Московского Кремля.
Как семья Фаберже попала в Санкт-Петербург?Предки Карла Фаберже со стороны его отца происходили из Франции, из региона Пикардия, как вы можете видеть по их фамилии. Они были гугенотами, бежавшими от религиозных преследований в Германию в конце 17 века. Затем, в 1800 году, они снова переехали, на этот раз в Лифляндию или современную Эстонию, тогда входившую в состав Российской империи. Там, в маленьком городке Пярну, родился отец нашего главного героя, Густав Фаберже. Он приехал в Санкт-Петербург в 1830 году, чтобы учиться у Андреаса Фердинанда Шпигеля, мастера золотых шкатулок.
Очень быстро Дом Фаберже приобрел мировую известность – через 40 лет после его основания члены королевских семей «выстроились» перед его знаменитым магазином на Большой Морской улице и сочли покупку знаменитых украшений Фаберже честью. Как раз в то время российская императрица Мария Федоровна назвала Карла Фаберже, сына основателя компании, «несравненным гением нашей эпохи».
Молодые годы Карла Фаберже
Несмотря на свои западноевропейские корни, уроженец Санкт-Петербурга Карл Фаберже считал себя русским художником, но, как любой великий мастер, он использовал и аккумулировал достижения мирового искусства. Художественное любопытство, глубокий опыт и открытость различным традициям позволили Фаберже создать свой собственный уникальный стиль.
После окончания лютеранской школы Святой Анны (известной как Анненшуле) и приобретения начальных навыков в семейной мастерской, в возрасте 14 лет отец отправил Карла в грандиозное европейское турне для изучения художественного наследия. Во время этой поездки Карл ознакомился с коллекциями в Париже, Франкфурте, Дрездене и Флоренции и встретился с представителями различных ювелирных школ.
Анненшуле на 8-й Кирочной улице — одна из старейших школ Санкт-Петербурга. Он был основан в 1736 году для детей немецкого населения города.
В 1918 году Анненшуле стала обычной школой с углубленным изучением математики и физики. В настоящее время это одна из самых престижных школ в городе.
Среди его выпускников много известных людей: этнолог Николай Миклухо-Маклай, врач Петр Лесгафт, поэт и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский и гроссмейстер по шахматам Виктор Корчной.
Карл вернулся в Россию 4 года спустя, чтобы продолжить практику в семейной мастерской. Через 3 года работы молодого мастера привлекли внимание придворных Его Величества Александра III.
В 1872 году, когда ему было всего 26 лет, Карл Фаберже, ювелир по рождению, менеджер по призванию, возглавил семейный бизнес и вскоре развил его до недосягаемых высот. Как только это случилось, его отец Густав уехал в Дрезден.
СлаваНаряду с управлением Домом молодой Фаберже работал в Эрмитаже реставратором и оценщиком старинных драгоценностей, продолжая свои бесконечные исследования.
Мы не знаем, как он получил эту работу во дворце, вероятно, благодаря своей растущей популярности, но мы знаем, что он проработал там долгих 15 лет и все это время бесплатно! Однако у него был доступ к императорской галерее драгоценных камней и он приобрел бесценный опыт. Там он постиг секреты и техники своих предшественников, в том числе древнюю технику гильоширования — нанесение гелевой эмали на гравированный фон.
Эта почти забытая техника вместе с глубоким знанием стилей и форм прошлого, модифицированная в соответствии с современными вкусами своего времени, стала визитной карточкой Fabergé.
Его ювелиры могли создавать эмали 144 тонких оттенков и с самыми разнообразными гравировками! Они гравировали на золоте и серебре «муар», «лучи», «колосок» или «волны», в то время как большинство их современников украшали свои украшения, используя ограниченное количество простых оттенков.